воскресенье, 20 ноября 2016 г.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 5 ЛЕТ


Главная роль в развитии познавательных способностей и речи детей принадлежит родителям. Только от вашей наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие-либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки ребенка зависит успешность развития речи вашего малыша.
Период от рождения до 5 лет является определяющим для становления речи. В это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.
Для "речетворчества" таким критическим периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.
Вы должны помнить, что речь - инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть полностью компенсирована впоследствии.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

С первых дней жизни ребенка должна окружать полноценная речевая среда. Старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать правильной речью, всегда проговаривайте свои действия, называйте предметы домашнего обихода во время бодрствования младенца, при этом почаще давайте ему возможность видеть ваше лицо, наблюдать за вашей артикуляцией.

ü Поощряйте любые попытки ребенка заговорить: малыш начнет разговаривать только тогда, когда вы захотите его слушать.

ü Говорите с ребенком медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на "детский язык", т.е. не «сюсюкайте» сами и не разрешайте делать это другим взрослым.

ü Каждый день читайте ребенку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребенок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую он особенно полюбил.

ü Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы. Чтобы этого не произошло, отвечайте на каждый детский вопрос.

ü Не сравнивайте своего ребенка ни с какими другими детьми.

НА ЧТО НЕОБХОДИМО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ
В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА

Ø Состояние звукопроизношения.

Ребенок к шести годам должен правильно выговаривать все звуки родного языка.

Ø Состояние фонематических процессов.

  Этот раздел подразумевает умение ребенка выделять заданный звук из потока других звуков, подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.

Ø Состояние грамматического строя.

  Следует обратить внимание на умение ребенка образовывать уменьшительно-ласкательную форму слова (дождь - дождик), форму множественного числа имени существительного в И.п. и Р.п. (стул – стулья, много стульев); а также правильно использовать предлоги (как простые, так и сложные) и согласовать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе (желтый мяч), имена числительные с именами существительными (пять столов).

Ø Состояние слоговой структуры слова.

  Пяти-шестилетние дети должны безошибочно произносить слова сложного звукослогового состава: велосипедист, экскурсовод, парашютист, сковорода и т.п.

Ø Состояние словарного запаса

  Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи.

Ø Состояние связной речи.

  Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять связные развернутые рассказы по сюжетной картинке, серии картинок.

А также:

- Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, лепка, мозаика, аппликационные работы).

- Состояние пространственных функций (умение определять «право – лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях).

- Неврологический статус (определяют специалисты)

- Коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции).

- Состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила).

- Мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое).

- Развитие элементарных математических навыков (счет в пределах 10, решение элементарных задач).

- Развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов).

- Развитие мышления (обобщение «назови одним словом», классификация «распредели на группы», выделение лишнего с объяснением).

- Чувство ритма (ребенок отстукивает, отхлопывает заданный ритм).

Если вы думаете, что у вашего ребенка имеются проблемы – не огорчайтесь, первым делом обратитесь к грамотному специалисту (неврологу, логопеду), поделитесь с ним своими опасениями, и он обязательно поможет Вам и вашему ребенку в решении проблемы.


Главное - своевременное выявление нарушений и раннее начало необходимых  мероприятий.

Комментариев нет:

Отправить комментарий